Четверг, 28.Мар.2024
РОТВЕЙЛЕР
Главная Восприятие и мышление собаки. - ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОТВЕЙЛЕРОВ Регистрация Вход
    
Приветствую Вас, Пробегающий мимо
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ РОТВЕЙЛЕРАМ.

Приветствуем Вас на форуме любителей ротвейлеров!
Помогите, пожалуйста, ротвейлерам - сиротам!
Все они нуждаются в оплате передержки, кормлении и некоторые в лечении! Уверяем Вас, что даже 100 рублей помогут спасти очередного ротвейлера, попавшего в беду.
К сожалению "потеряшки" не имеют пока хозяев, и только все вместе мы можем помочь им! Заранее cпасибо!!!!

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001447378061
(РОТТ-КОМАНДА - помощь бездомным РОТВЕЙЛЕРАМ)

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Модератор-3, Модератор-11  
ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОТВЕЙЛЕРОВ » СОДЕРЖАНИЕ ПИТОМЦА. » Психология собак. » Восприятие и мышление собаки. (Способы обучения, особенности восприятия и мышления собак.)
Восприятие и мышление собаки.
АСТИАНАКСДата: Суббота, 17.Мар.2012, 21:51 | Сообщение # 1
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 342
Статус: Offline
Походив по форумным дискуссиям, я прихожу к выводу: в массе даже опытные дрессировщики (или считающие себя таковыми) не понимают разницу между методами дрессировки и ФОРМАМИ ОБУЧЕНИЯ. Речь идёт о способах, какими собака усваивает информацию, обучается новым навыкам, приобретает жизненный опыт. Поведение собак делится на врождённое и приобретённое (наученное).Условно, потому что резкую грань между ними установить нельзя. Даже врождённые формы поведения у собак часто не появляются в готовом виде, как например у птиц, которых никто не учит строить гнёзда. Инстинктивное поведение у собак развивается постепенно и при неблагоприятных условиях может не проявиться совсем.

У низкоразвитых животных преобладает роль врождённых форм поведения-инстинкты. Ящерица появляется на свет, в совершенстве подготовленная к самостоятельной жизни. Никто не учит её находить и ловить пищу, убегать перед опасностью или искать партнёра для размножения. У высокоразвитых главная роль переходит к наученным формам и чем сложнее организация мозга, с тем более прогрессивными формами обучения этот мозг способен справиться. К низшим формам относятся например условные рефлексы, импринтинг, фацилитация. К высшим формам обучения, которые требуют высокой степени развития коры головного мозга относится обучение формой «проб и ошибок», подражание и как самая сложная форма обучения-инсайт (озарение).

Реакция на внешний раздражитель является главным свойством живой материи. Уже инфузории способны реагировать на неблагоприятный раздражитель. Если в каплю воды поместить кристаллик соли, инфузории стремятся уйти как можно дальше от него в рамках своего «водоёма». Безусловные рефлексы присущи практически всем животным. Условные рефлексы первого ряда тоже не требуют высокой организации мозга. Более сложны рефлексы второго ряда, а также «цепочки рефлексов» -навыки, образующиеся в результате складывания в цепочку нескольких простых операций. Обычная «стандартная» дрессировка базируется главным образом на учении через условный рефлекс. В зависимости от того, на основе какого безусловного раздражителя образуется рефлекс (пищевого, механического, сочетания обоих) метод дрессировки называется вкусопоощрительным или механическим(принудительным) или контрастным.

Иные ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ в стандартной дрессировке применяются редко. Например фацилитация (пробуждение, включение спящего инстинкта) наблюдается при растравливании собаки в кругу. Кинологи называют это подражательным методом, но с точки зрения этологии подобное учение не является подражанием. Это простой перенос эмоций, в результате чего собака возбуждается настолько, что у ней включается инстинкт защиты или охотничье поведение (в зависимости от характера и техники притравки). Настоящее подражание свойственно только очень высоко организованным животным и до недавна вообще считалось, что собаки к истинному подражанию неспособны и что это привилегия высших приматов и дельфинов. Последние исследования подтвердили, что и собаки способны к учению подражанием.

Обучение методом проб и ошибок: Скажем, закрыли псину в вольере, где ей вовсе не хочется оставаться. Она при уходе хозяина начинает метаться, пробует зубами дёргать сетку, пытается перепрыгнуть ограду, скребёт когтями дверь, прыгает и ударяет в неё лапами. Наконец, после получаса суматошной возни ей удаётся случайно подцепить когтями шпингалет и дверца открывается. Псина радостно выскакивает на свободу, бежит, полная счастья, воссоединиться с любимым хозяином. Но любимый хозяин не рад её появлению. Ворча, ведёт собаку обратно и снова закрывает в вольере. Думая, что небрежно закрыл в прошлый раз защёлку, в этот раз закрывает как следует и снова уходит.
Пёс опять начинает беспорядочно метаться, но, помня что прошлый раз ему удалось открыть дверь царапаньем, меньше внимания уделяет попыткам разорвать сетку или перескочить ограду. Сосредотачивается на дверь. Толкает её, царапает со всех сторон, тянет и грызёт зубами. Ура! В этот раз ему удалось процарапаться из плена за 15 минут!
Хозяин, в убеждении, что дело в некачественной защёлке, снова ввергает собаку в узили- ще и опять тщательно закрывает вольер. В этот раз изобретательной псине не понадобилось и 5 минут, чтоб вырваться на свободу: она запомнила, что царапать дверь надо справа, приблизительно на уровне глаз. Если продолжать опыт, со временем она сообразит, в чём соль и научится открывать защёлку единственным точным движением. Подцепляя крючок когтями, как опытный взломщик отмычкой. В этом заключается обучение методом проб и ошибок. Постепенно число ошибок сокращается, всё меньшее число проб приводит к положительному результату, потому что собака способна учиться на негативном опыте и действий, не ведущих к позитивным результатам, не повторяет.

При обучении этим методом первый успех в большей степени случайный. Да, собака не совсем беспорядочно билась во все углы вольера, а сосредоточилась на дверь, но защёлку открыла случайно и сама не поняла, каким способом. Поэтому, закрытая в вольеру снова, опять начала бестолково ломиться в дверь и только путём многократного случайного успеха научилась открывать дверь сознательно. В какой-то момент до неё дошло: дверь держит вон тот гнусный крючок! Этот момент дохождения истины называется озарением. Иногда случаются ситуации, когда озарение приходит сразу, без предварительной стадии проб и ошибок. Этот способ обучения, присущий только высокоорганизованному мозгу, называется ОЗАРЕНИЕ или ИНСАЙТ.

В жизни не так уж редко случаются сложные нестандартные ситуации, когда вам не по- могут ни врождённые инстинкты, ни приобретённые навыки. Когда собака не найдёт решение стандартными методами (пробы не привели к успеху), она прекращает суетиться. Наступает момент сосредоточения (собака задумалась) и потом вдруг её осеняет: решение найдено! От этого момента найденное решение нестандартной задачи укладывается в памяти и собака целенаправленно может использовать его при решении подобных задач в будущем.

Разумеется, озарение не появится на ровном месте. Элемент инсайта есть уже в учении путём проб и ошибок (собака не ломится беспорядочно во все углы, сосредотачивается на место, где прошлый раз удалось открыть дверь). Жизненный опыт играет в этом огромную роль. Чем чаще собаке приходится сталкиваться с незнакомыми вещами и ситуациями и самостоятельно решать пусть даже мелкие проблемы, тем больше вероятность, что она проявит способность к инсайту. Собаки, слишком привыкшие действовать по стереотипным командам, даже и не пытаются искать решения задачи, пассивно полагаясь лучше на человека. Способность к высшим формам обучения вообще очень индивидуальна, зависит не только от воспитания, но и от врождённой интеллигенции.

Великолепный пример инсайта приводит Патриция Б. МакКонелл. Бордер колли по кличке Рико был обучен приносить предметы по их названию. В этом нет ничего необычного, это умеют многие собаки. Но в этот раз задание изменили. Предметы находились в соседней комнате (чтоб исключить влияние непроизвольной подсказки) и среди знакомых предметов положили один незнакомый. Потом собаке назвали незнакомое слово и велели принести предмет. Было интересно, сумеет ли собака связать незнакомое слово с незнакомым предметом. Сумела. После некоторого колебания выбрала незнакомый предмет. Между прочим, выбор некзнакомого предмета методом исключения знакомых-очень сложная задача, например дети начинают справляться с ней в возрасте рколо 6 лет.

Добавлено (17.Мар.2012, 21:51)
---------------------------------------------
Чтоб не удлинять чрезмерно пост, опишу свой опыт отдельно.
Расскажу поподробнее об эксперименте со Стэви, своей сукой ротвейлера. Вообще-то у меня была другая цель: убедиться, сумеет ли собака АБСТРАГИРОВАТЬ понятие "красный" и заодно убедиться, что на самом деле различает цвета. Почему именно красный? Я была уверена, что если собаки вообще различают цвета, то красный цвет для них ПРОСТО ДОЛЖЕН быть хорошо различим. Он для них, как для хищников, имеет биологическое значение, это цвет крови. Могут например плохо отличать зелёный от синего или желтый от зелёного(что например важно для обезьян при выборе зрелых плодов). Но способность издалека видеть кровь на снегу или выделить в стаде раненое животное для хищника очень полезна. Поэтому для опыта набрала именно красных предметов, причём разных, от резинки для волос и по термос-чтоб собака не могла выбрать на основе размера или формы. Эти разнообразные предметы объединял только красный цвет. Причём разных оттенков: от светло-красного по тёмный. Чтоб собака не могла выбрать по тону. Собаку не учила заранее, никаких условных рефлексов на слово "красный" не вырабатывалось.Хотелось знать, насколько у ней развита способность ПОНИМАНИЯ, а не механического заучивания.
Итак, я по очереди показала Стэви 5 различных красных предметов, каждый раз внятно повторив слово "красный". Потом вывела из комнаты и разложила на ковре 5 различных предметов, среди них один красный. Для чистоты эксперимента этот предмет я ей перед этим не показывала, чтоб собака просто случайно не взяла знакомый, ранее виденный предмет. Привела Стэви и дала команду "красный апорт". Вот тут важный момент. Нужно стараться быть очень бесстрастной, чтоб собака не поняла с ваших жестов и выражения, какой именно предмет вы от ней хотите получить. Многие собаки на выборке вещи работают неуверенно, перебирают вещи и всё время косят глазом на хозяина-ту ли вещь нюхают. Увидев, что собака касается нужной вещи, хозяин обычно облегченно вздыхает, а обрадованная подсказкой собачня с радостью хватает и тащит ему искомое.
Стэви делала выборку уверенно, поэтому на меня не оборачивалась. Но в этот раз в недоумении остановилась: занюхать вещь ей не дали, по какому запаху искать? Я повторила команду "красный апорт". Собака колебалась секунду-две, потом взяла именно красный предмет. Конечно была похвалена и награждена. Чтоб исключить случайность, я ещё раз её вывела из комнаты и снова положила среди вещей одну красную. И тоже такую, которую она ни разу не видела. В этот раз она уверенно и сразу же принесла красную вещь. Вот тут показательно видно 3 вывода: собака различает красный предмет независимо от его оттенка от не красных предметов. Собака способна абстрагировать(выделить) цвет как общий признак самых разных предметов и таким образом понять значение слова "красный". И наконец, не обязательно учится через условный рефлекс путём многократного повторения навыка. Эта задача была классическим примером инсайта.



Собака-друг человека. Не его раб.
http://www.sobakadrug.ru/
 
Баюша2000Дата: Воскресенье, 18.Мар.2012, 21:27 | Сообщение # 2
Бессмертный
Группа: Проверенные
Сообщений: 1164
Статус: Offline
АСТИАНАКС, нельзя ли подробнее об учении формой фацилитации, с примерами и чем тогда фацилитация отличается от настоящего подражания. wink

Где ты, мой друг, пес. Черный, холодный нос,
С верным таким взглядом? Я буду тебе рада!
Но нет моего пса... Лишь - серые небеса,
Куда-то плывут в дали, задумчиво и печально...
Ведь был у меня пес! Не уберегла... Слёз
Не лижет язык шершавый, смахну их рукой устало...
Лишь память тревожит сон, там я, с моим другом-псом,
Бродим осенним полем, не расставаясь более.

РУС РПХ Некар Байрон (2000-2012 г.г.)
РУС РПХ Некар Санни Януари




 
АСТИАНАКСДата: Воскресенье, 18.Мар.2012, 22:55 | Сообщение # 3
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 342
Статус: Offline
Фацилитация
Я вспоминала выше, что собака в отличие от ящерицы или пчелы, не рождается с готовой моделью поведения. Да, инстинкты(врождённые формы поведения) у них тоже играют большую роль, но и многие инстинкты не развиваются сами по себе и сразу в готовом виде. В неблагоприятных условиях могут и вовсе не развиться. Нужен какой-то спусковой механизм, что-то, облегчающее включение инстинкта. Например притравка собаки в кругу облегчает проявление инстинкта защиты, причём именно в активно-оборонительной форме. Но если собака не имеет патологий в психике, она включит свой инстинкт и сама. Первая хватка может не получится как надо, но одного растравливания вполне хватит, чтоб собака поняла, ЧТО нужно делать, если на неё идёт фигурант. Спусковым механизмом будут агрессивные действия фигуранта.
Или к примеру сука, родившая своего первого щенка, может шарахаться от него, растерянно оглядывает, не зная, что делать. Писк щенка и запах плодовых вод является спусковым механизмом родительского инстинкта и сука, сначала неловко и нерешительно,но начинает облизывать своё дитё. Но начав, очень быстро включается в роль матери и следующего щенка облизывает уже вполне «профессионально». Если заводчик ей поможет-успокоит, поднесёт щенка к носу, похвалит за попытку облизать-она включится быстрее и легче, но в принципе, должна справиться и сама. То есть в благоприятных условиях инстинктивная программа поведения разовьётся и без вмешательства «учителя». И, раз включившись, инстинкт практически сразу же переходит в стадию «фулл». Сообразив, что надо делать с течной сукой, молодой кобель имеет вполне готовую инстинкттом обусловленную технику вязки, которая уже не будет радикально меняться в течении его жизни.
Главное отличие настоящего подражания от фацилитации в том, что подражанием животное учится абсолютно новому для него поведению, которое НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЕГО ИНСТИНКТИВНОЙ ПРОГРАММОЙ. Например волки в природе практически не пользуются переходом по упавшему дереву через ручей. Или перепрыгивают, или переходят вброд. Для псовых, не двигающихся в трёх измерениях (как кошки или обезьяны) трудно координировать точные движения всех четырёх лап. И уж вообще не типично для собаки передвижение по вертикальной леснице. Но наблюдая за тем, как это делают люди или обученные собаки, пёс может научиться лазить по леснице даже без принуждения, по своей инициативе.
Этологи долго считали, что учиться подражанием могут только люди, человекообразные обезьяны и дельфины. Потом удалось разработать методику, позволяющую «объяснить» собаке принцип команды «делай как я» и испытуемая двоица показывала фантастические вещи. Как оказалось, собаки не только научились «делать как я», но и подражали с огромным удовольствием. Учение подражанием может сэкономить собаке уйму времени и сил. Например научиться открывать дверную защёлку собака может научиться и методом проб и ошибок. Прыгая на дверь, царапая и толкая, случайно открыть защёлку, а потом постепенно снижать количество неудачных попыток и открывать с каждым разом быстрее и быстрее. Но если собака видела, что именно делал смотритель, открывая защёлку, она повторит это с высокой степерью вероятности успеха на первый же раз. Чаньи описывает одну такую овчарку в приюте. Увидев (и поняв) как смотритель открывает двери клетки, она не только открыла свою клетку, но и повыпускала половину постояльцев приюта))))


Собака-друг человека. Не его раб.
http://www.sobakadrug.ru/
 
ластикДата: Воскресенье, 25.Мар.2012, 05:50 | Сообщение # 4
Местный
Группа: Проверенные
Сообщений: 60
Статус: Offline
Quote (АСТИАНАКС)
И уж вообще не типично для собаки передвижение по вертикальной леснице. Но наблюдая за тем, как это делают люди или обученные собаки, пёс может научиться лазить по леснице даже без принуждения, по своей инициативе.

АСТИАНАКС, я в детстве спрятался на чердаке деревенского дома. Забирался по стремянке. За мной наблюдал дворовый пес. Когда меня стала искать бабушка, пес полез по лестнице за мной.


Самое непростое в жизни – понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь.
 
АСТИАНАКСДата: Понедельник, 16.Июл.2012, 19:01 | Сообщение # 5
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 342
Статус: Offline
У нас точно так же научилась по лесенке лазить кокерка и Фрэнк. Ещё интересный пример подражания я видела в танцах с собакой. Забейте в Гугл "Alena Smolíková a Keysi" и посмотрите видео. Даже если вас совсем не интересуют танцы с собакой, на эту пару стоит посмотреть, танцуют здорово. Но в данном случае меня интересует их шоу как пример подражания. Если смотреть внимательно, довольно часто появляется элемент "делай как я". Собака повторяет движения хозяйки, причём эти движения для собаки вообще не естественны. И что самое интересное, у Алёны выступления живые, она через неделю покажет совсем иной танец. При механической дрессуре такие сложные композиции за несколько дней создавать было бы невозможно.
Чаньи, занимающийся сравнительной этологией волков, собак и высших приматов, считает у собак способность подражания на уровне высших человекообразных обезьян...

Добавлено (16.Июл.2012, 19:01)
---------------------------------------------
Ещё сравнительно недавно собаками этологи серьёзно не занимались. Считалось неинтересно, непрестижно. Это вам не обезьяны, не дельфины и даже не волки. И вроде уже ставились эксперименты. Но оказалось, ставились не совсем корректно. Новые исследования показали, что интеллект собаки, в частности её способность к абстрактному мышлению и к проявлениям эмоций сильно недооценивались.
Как пример можно привести сравнительную этологию волков и собак. Учёные давно обнаружили, что объём мозга у доместификованных животных меньше, чем у их диких предков. И собака-не исключение. Мозг собаки меньше мозга волка такого же размера. Казалось бы, можно предположить, что интеллект волка должен быть выше собачьего и первые опыты это, казалось бы, вполне подтвердили. В опыте, при котором волк(собака) должны были добраться до корма, уложенного в труднодоступном месте, однозначно вели волки-как в числе успешных попыток, так и в скорости решения проблемы. То же самое при опыте, где животное должно было открыть дверцу и выйти из клетки.
Большинство учёных такие выводы и сделали. Но не все. Профессор В.Чаньи, занимаясь сравнением поведения волков и собак, понял, почему волки имели лучшие результаты. Дело было не в интеллекте. Собаки не были более тупыми. Но они, в отличии от волков, не проявляли свою инициативу, а привыкнув полагаться на хозяев, просто ждали от них инициативы, помощи или просто разрешения. Закрытый в клетку волк немедленно бросается искать выход чьобы освободиться. Собака просто садится и ждёт, пока за ней не придут и не заберут из клетки-дескать, раз меня в клетку закрыли, значит так нужно.
Чаньи изменил постановку опыта. Перед собаками и ручными волками ставили одинаково сложную проблему, но теперь их владелец не ждал пассивно за ширмой, а мог подбадривать своего питомца, побуждать на действие и подсказывать. Так вот, оказалось, что прирученные волки никак не реагируют на побуждения и подсказки. Им просто наплевать на человека и они не проявляют стремления СОТРУДНИЧАТЬ с ним, полагаясь только на себя. У собак же при ассистенции человека результаты резко повысились. Они полагались на подсказку человека, ждали её, и умели ей воспользоваться. В результате решили и очень сложные задачи, которые волкам оказались не под силу.
Выяснилось, что во многих отношениях собаки гораздо ближе к людям, нежели к волкам, и ближе даже, чем человекообразные обезъяны. Объясняет Чаньи это тем, что собака на протяжении нескольких десятков тысяч лет живёт не просто рядом с человеком, но вместе с ним и в первую очередь выживали те особи, которые сумели приспособиться, найти общий язык.
Многие классические опыты он поставил по-новому, что позволило иными глазами посмотреть на психику и умственные способности собаки. Скажем, опыт с мячом и ведёрками. Собаке экспериментатор указывает мячик, затем кладёт его в одно их ведёрок, так чтоб собака не видела-в которое. Потом собака идёт искать мячик, поочерёдно заходя за ширмы и проверяя ведёрки. Так делается несколько раз, а потом экспериментатор демонстративно кладёт мячик в карман и отправляется за ширмы с пустым ведром, только изображая, что прячет мяч. И посылает собаку на поиск, а собака послушно отправляется и... проходит все три ширмы в напрасных поисках мячика.
Казалось бы, напрашивается вывод-вот глупая собака! Но при внимательном просмотре видеозаписей обнаружились интересные факты: преред тем,как отправиться на поиск, собака бросает мимолётный(но красноречивый) взгляд на экспериментатора. Она знает, что за ширмами в ведёрках нет никакого мячика, что мячик-в кармане. Но послушно отправляется выполнять приказ(возможно в духе крутя пальцем у виска). Видеозаписи также показали, что в этом случае собака не ищет тщательно, задерживается за ширмой на гораздо меньшее время и время от времени поглядывает на экспериментатора-чего раньше не делала. То есть, зная, что мяча за ширмой нет, она всё равно идёт по команде искать, но не ищет, а лишь симулирует поиск.
Чаньи организовали новый опыт. В нём приняли участие 3 экспериментальные группы: собаки, дети от 3 до 6лет и студенты университета. Детям и студентам не объясняли суть эксперимента, чтоб в отношении исходных информаций они были на равных с собаками. Далее все три группы получали одинаковое задание. Экспериментатор с ведёрком, в котором был мяч, поочерёдно заходил за ширмы. Выходя, показывал, есть ли в ведёрке мяч, потом шёл за следующую. Испытуемые должны были принести мячик. Лучшие результаты были, понятное дело, у студентов, которые безошибочно угадывали, за которой ширмой остался мяч. Собаки и дети делали приблизительно одинаковое количество ошибок, причём в обеих группах были и умницы, были и те, кому не удалось хорошо справиться с заданием.
Самое интересное началось тогда, когда экспериментатор спрятал на глазах испытуемого мячик в карман, а потом пошёл "прятать" его с пустым ведром. Во всех 3 группах нашлись индивидуа, которые сразу указали на карман экспериментатора. Многие участники тем не менее, зная, что мяча за ширмами нет,всё равно пошли его "искать" -порой демонстративно, порой формально, небрежно. Примерно половина студентов, три четверти псов и дети между этими величинами, изобразили поиск мячика, заведомо зная, что его за ширмами нет. Но вопрос, почему они шли искать мяч, который экспериментатор положил себе в карман, дети и студенты ответили, что они думали-это в правилах игры. Раз экспериментатор изобразил прятанье мяча, они на его просьбу изобразили поиск. Вероятнее всего предположить, что собаки руководствовались теми жек принципами, а именно подчинились правилам игры.
Vilmos Czanyi, If Dogs could talk. Exploring the Canine mind.



Собака-друг человека. Не его раб.
http://www.sobakadrug.ru/
 
ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОТВЕЙЛЕРОВ » СОДЕРЖАНИЕ ПИТОМЦА. » Психология собак. » Восприятие и мышление собаки. (Способы обучения, особенности восприятия и мышления собак.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

© Rottweiler.ucoz.ru. Все права защищены.      Хостинг от uCoz
Webdesign: RayaliteeStudio © Ray, 2007